Blackberry World 2011 – основные события
Ежегодная выставка Blackberry World прошла в Орландо, но она сильно отличалась от того, что было в предыдущие годы. Участники были теми же, компания RIM, казалось бы, не изменилась, но что-то неуловимое витало в атмосфере мероприятия. Ни для кого не секрет, что за последние месяцы RIM подвергся ожесточенной критике, которая как имела под собой основания, так и была притянута за уши. Возможно, что эти события подспудно накладывали отпечаток на мероприятие, но возможно, что это мое разыгравшееся воображение. В любом случае, в RIM смогли в нескольких анонсах Blackberry World приоткрыть направление развитие компании, в котором сами устройства Blackberry останутся пусть и краеугольным камнем, но не основным элементом. Впервые за многие годы компания Blackberry начинает активно развивать свои сервисы и делает это для всех платформ, существующих на приоритетных для нее рынках. В суете выставки многие не обратили на это внимания, но компания фактически заявила о том, что начинает работать над тем, чтобы завоевать корпоративных пользователей даже там, где о ней еще пока не знают либо по каким-то причинам не приобретают устройства Blackberry. Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Управление устройствами iOS и Android от Blackberry
С чем у вас ассоциируется телефон Blackberry? Думаю, что однозначный ответ будет получен в ста случаях из ста – с почтой. Но технологии, лежащие в основе как устройств, так и сетевой инфраструктуры Blackberry, включают в себя не только push для почты, IM и других приложений, но также развитые политики безопасности, которые могут применяться корпорациями. Для крупных компаний Blackberry - это в первую очередь удобный инструмент, который позволяет настраивать телефоны сотрудников согласно их положению в компании, выключить украденные или потерянные аппараты, предварительно стерев все их содержимое. Всего существует под тысячу различных политик безопасности и возможность настроить их неограниченное число под каждую компанию. Добавьте к этому развитые средства шифрования и получите удобный бизнес-инструмент.
Не так давно RIM приобрел компанию Ubitexx, которая создала пакет ubi-Suite для управления устройствами на различных платформах. В RIM решили расширить сферу деятельности и предоставить средства управления различными устройствами, которые будут соответствовать Blackberry Enterprise Solution, но не включат в себя поддержку ключевых технологий, например, push для почты. С одной стороны, компания имеет максимальный вес на этом рынке и предлагает уже готовое решение для любого устройства (как планшеты, так и телефоны на Android/iOS). C другой стороны, выстраивает целую линейку решений. Хотите получить максимальные возможности - приобретаете программный пакет от Blackberry и дополняете его устройствами этой марки. Хотите пользоваться не всеми функциями, либо есть уже большой парк телефонов на других ОС - тогда вам необходим более простой софт. С точки зрения логики, это интересное решение, а зная пробивную способность менеджеров по продажам RIM, можно ожидать, что такие решения будут внедряться очень активно.
Но что это дает для RIM? Краткосрочная выгода от продажи и обслуживания корпоративного пакета не так важна. Более интересно то, что компания сможет получить лояльных пользователей, которые, так или иначе, захотят приобрести ее решения. И вот тут мы подходим ко второму очень важному заявлению, которое сделал RIM, но не явно косвенно.
Blackberry это не только корпоративные решения
Еще несколько лет назад в Blackberry осознали, что для взрывного роста необходимо иметь массовые устройства. Можно было создать нечто привлекательное по стоимости, но тогда нивелировалась сама идея почты, и это была дорога в один конец, заведомый проигрыш. Другой вариант заключался в том, чтобы создавать не такие скучные для массового потребителя устройства, больше ориентироваться на массовый рынок. Немного отойти от корпоративных пользователей, но при этом не испугать их. В какой-то мере итогом этих поисков стало появление Storm, который и был призван стать моделью для массового рынка, в какой-то мере даже оправдал ожидания.
Но проблема RIM всегда была в том, что даже изменяя дизайн телефонов, компания оставалась привязанной к программному обеспечению и тому, что ассоциировалась только с корпоративным рынком. Плод направленных усилий, который неожиданно стал мешать. Успех на корпоративном рынке отнюдь не означал такой же успех у обычных пользователей, даже напротив. В компании это осознают и начинают развивать свою ОС в другом направлении. Фактически, Blackberry OS получает функции, характерные только для корпоративных пользователей, плюс функции для домашнего использования. Одной из первых ласточек стал Blackberry Balance. Эта функция впервые встречается на Blackberry 9900/9930, позднее она будет доступна и в других смартфонах компании (на старых моделях ее, видимо, не будет).
Итак, что такое Balance? Корпоративный пользователь получает возможность на своем телефоне настроить домашнюю почту, твиттер, другие службы. Впрочем, он может сделать это с любым устройством и сегодня. Но в отличие от других устройств, здесь применяется политика безопасности, которая зависит от администратора сети (корпорации). Например, сам пользователь видит в общем списке сообщений как свою домашнюю почту, так и корпоративную. Это удобно. Но вот переправить корпоративное письмо, используя второй почтовый ящик, он уже не сможет. Скопировать в домашнюю почту или твиттер информацию также не сможет. Получается, что Balance как бы объединяет служебный и обычный телефоны в одном устройстве. Более того, файлы, созданные служебными программами, не могут быть прочитаны в тех программах, что установлены вами, а не компанией. И так далее. Две разные песочницы. Покидая компанию навсегда, вы сможете оставить телефон себе, так как удаленно администратор сотрет ваши служебные данные, а вот вся личная информация (фото, контакты, письма) останется с вами. Довольно изящное решение, которое сделает срок службы Blackberry-устройств еще выше. И добавит количество обычных пользователей к той армии, что уже есть у RIM.
Ответ Blackberry на стратегию Android
Еще одним кирпичиком в том, чтобы привязать пользователей к собственным сервисам, становится создание Blackberry ID. Эта услуга была представлена еще в предыдущем поколении устройств, но пока не получила полного развития. Идея во многом схожа с тем, как используется аккаунт Gmail для аутентификации пользователей Android, вы можете получить ваши контакты, отдельные настройки, всего лишь раз введя пароль. За Blackberry ID стоит та же сверхидея, привязать все настройки телефона, предпочтения пользователя к одному логину и паролю. Как пользователь я только всецело одобряю это. При этом надо понимать, что Blackberry ID - это еще один небольшой шажок в сторону массового рынка. Для корпораций такая функциональность не нужна, она излишняя в телефонах. В RIM пока не раскрывают карты до конца и не рассказывают, какие услуги и в каком объеме будут представлены вместе с таким ID. Но думаю, что это будет вначале стандартный набор услуг, затем он будет расширяться.
Расширенная реальность
Возможно, что под свое видение похода RIM в массовый сегмент ваш покорный слуга начинает подтягивать факты. Но посудите сами, теперь все смартфоны компании будут поставляться с предустановленным Wikitude, это программа дополненной реальности (augment reality). Вы включаете камеру, и в программе вам показываются ярлыки для всех предметов, которые определены. Аналогичные разработки есть для iPhone, Android-телефонов. В этом будущее, но никак не будущее корпоративного сегмента, скорее, это пользовательская фишка.
При этом Wikitude может взорвать рынок подобных программ, так как у Blackberry уже есть большое число точек, нанесенных на карту. Более того, браузер позволяет определять других пользователей на карте и взаимодействовать с ними. Звучит как технология будущего, но она уже есть сегодня. Как и в любой социальной технологии, предугадать, как она будет развиваться нельзя. Это может быть полный пшик. А возможно, что уже через год пользователей этого браузера будут миллионы по всему миру.
Краткое заключение
На мой взгляд, в 2011 году перед RIM стоит очень сложная, но одновременно и интересная задача. Завоевав корпоративный рынок, компания должна перекинуть мостик к обычным потребителям, чтобы обеспечить себе рост продаж, новые рынки. Это надо сделать очень аккуратно, чтобы не растерять признание у уже существующих пользователей. Мера эта вынужденная, так как и Apple и Google со своим Android устремились на рынок корпоративных решений. Пока они слабы здесь, но они уже создают свои решения, которые будут конкурировать с Blackberry и отъедать рынок у компании, пусть понемногу, но отъедать. Залог успеха RIM только в том, чтобы выйти максимально широко на пользовательский рынок.
И мы видим, что компания пытается это сделать. Это как описанные здесь шаги в области программного обеспечения, так и выпуск моделей, которые по дизайну, материалам пытаются сделать привлекательными для максимального круга людей. По ссылке внизу вы можете посмотреть первые впечатления от Blackberry 9900/9930, это один из самых привлекательных смартфонов этого форм-фактора. И при этом корпоративное устройство. Этакая удачная смесь, гибрид.
Насколько удачным будет расширение линейки Blackberry в новые ниши, нельзя предугадать. Во многом это будет зависеть от смелости компании или нежелания рисковать. Но 2011-2012 годы становятся переломными для ее бизнеса, они покажут, на что способен RIM и чего нам стоит от него ждать.